По клеям я постараюсь быть краток. Расскажу только о наиболее распространенных или точнее о тех с которыми работаю сам. Писать обо всех не представляется возможным, так как в настоящее время в магазинах продается столько разных видов клея, что нет возможности перепробовать всю эту клейкую массу. 1. Глютиновые или так называемые столярные. К ним относят: мездровый, костный, рыбий и желатиновый. Преимуществом всех этих клеев является то, что они нейтральны к древесине и, так сказать, "обратимы", то есть имеют свойство обратного перехода в жидкое состояние после высыхания. Это, кстати, очень важно при изготовлении и особенно при ремонте. Из этой группы лично я отдаю предпочтение мездровому. Причина весьма банальна: у меня его просто много, да и способ приготовления прост и скор. О приготовлении писать не буду, так как на упаковке обычно все написано. А консистенция и всякие тонкости у каждого мастера индивидуальны. Так вот... Я применяю этот клей при сборке корпуса на разных этапах: сборка дек в щиты, клейка пружин, окантовки, контробечаек, вклейка розетки. Однако не лишен этот клей и недостатков. Например он легко загнивает, также его необходимо постоянно подогревать при длительной работе, а кроме того в нем иногда заводятся микроорганизмы, разрушающие клеевой шов (которые, впрочем, просто так ниоткуда не берутся, а поселяются вследствие неправильного хранения и ухода за инструментом). 2. Казеиновые клеи дают более прочное склеивание. Они более водоустойчивы и просты при приготовлении. "Клееспособность" его длится в пределах 4 - 6 часов. Серьезным недостатком является сильное увлажнение древесины. Я этим клеем не пользуюсь. НЕ ЛЮБЛЮ! 3. Поливинилацетатный клей. ПВА короче говоря. Имеет белую жидкую консистенцию. Этот клей я применяю на неответственных монтажных работах. Швы легко разбираются при нагревении. Как вы понимаете стойкостью полученная склейка не отличается. И поэтому в сборке гитар, а равно и других музыкальных инструментов непосредственного участия не принимает. 4. Циакриновый клей. Вы, думаю, знакомы с ним под названием "Суперклей". Встречается обычно в маленьких тюбиках по 3 грамма. Этот клей я применяю при склейке дерева с пластиком: на окантовках, на розетках. Он быстро высыхает и прочно держит. При других склейках я его не применял. Серьезный недостаток: пагубно влияет на слизистую глаз и органов дыхания, попросту говоря воняет ужасно. Поэтому я стараюсь с ним не работать. 5. Эпоксидный клей (ЭДП). Двухкомпонентный синтетический клей: смола и отвердитель. Время схватывания очень велико, но склейка получается чрезвычайно прочной. Им я произвожу склейку грифа, что дает ему дополнительную прочность. Также склеиваю шпоновые деки и обечайки и в большинстве случаев приклеиваю подставку. Очень важным моментом в работе с эпоксидкой является смешивание компонентов и своевременное нанесение на склеиваемую поверхность. При преждевременном затвердевании его можно развести ацетоном. При этом необходимо помнить, что время полного высыхания увеличится. Также не рекомендуется использовать отвердитель в излишне большой пропорции, так как это вызывает нагрев смеси и взрыв (шутка), на самом деле происходит нагрев и схватывание клея очень сильно ускоряется (даже до нескольких десятков секунд!). В конце хотелось бы отметить, что как бы ни был хорош клей, но все таки очень многое (если вообще не все) зависит от тщательности обработки поверхностей и подгонки склеиваемых деталей. Вот, собственно, и все, что я собирался рассказать о клеях и опыте работы с ними. Все это, конечно, очень и очень сжато. Если кому - то станет интересно получит более подробную информацию, то могу посоветовать почитать книги по столярному делу или специальные каталоги (есть такие), или написать мне. :) |