В 1999 году я разменял второй десяток лет в качестве гитарного мастера. За этот сравнительно небольшой срок я ознакомился с множеством различных вариантов конструкции гитары и в частности с четырьмя вариантами крепления грифа к корпусу (возможно что существуют и другие): - первым и, на мой взгляд, основным способом является классическая испанская сборка, когда гриф и клец представляют собой одно монолитное целое и прикрепление грифа происходит в ходе сборки корпуса гитары. Эту сборку еще называют "на сапожок", то есть гриф имеет форму своеобразного сапога. (см. схему) - второй способ более простой - это "ласточкин хвост", когда гриф и клец изготавливаются отдельно и гриф вклеивается в клец уже собранного корпуса. (см. схему) - третий, с вашего позволения, я назову "русским". В этом случае гриф и корпус также изготавливаются отдельно друг от друга, а затем соединяются посредством регулировочного винта.(см. схему) - четвертый явялется наиболее примитивным из рассмотренных. Гриф и корпус изготавливаются отдельно и крепятся друг у другу посредством шкантования через пятку в верхний клец. Разумеется, что все это промазывается клеем. Гитары такой конструкции попадались мне китайского производства, очень дешевые и не требуют большего внимания, чем то, которое уже оказано. В ходе своей уже более чем десятилетней деятельности я перепробовал более первые три разновидности сборки, и остался приверженцем первой - испанской, с которой и продолжаю работать. Для начала давайте рассмотрим гитару как конструкцию, которая должна выдерживать некоторые физические нагрузки. Заумных формул мы рассматривать не будем, оставим это соответствующим институтам и инженерам, которые за это зарплату получают. Все весьма просто. Наверное каждый из вас обратил внимание на то, что гриф имеет свойство изгибаться в сторону натянутых струн. Это означает то, что натяжение струн с огромной силой пытается выворотить его со своего места. А значит крепление грифа должно быть изготовлено с особой тщательностью и обладать большой прочностью. Вообще узел крепления - это особое место. Здесь собраны все главные точки напряжения, а кроме того он передает звуковые колебания от грифа к корпусу, т. е. способствует резонансу. Испанские мастера обратили на это свое внимание и, примерно, два с половиной века назад появилась сборка, именуемая "на сапожок" или просто "испанская". Суть сборки заключается, как отмечалось выше, в том, что гриф является конструктивным элементом корпуса, к которому крепятся обечайки и нижняя дека. Нижняя часть пятки грифа приклеивается к нижней деке, направляя его, как в вертикальной, так и в горизонтальной плоскостях. Более того, это придает дополнительную жесткость нижней деке в верхнем овале, что очень важно для выходящих через голосниковое отверстие звуковых волн. О преимуществах и недостатках данной, а равно и других конструкций я распространяться не буду, ибо право на существование имеют все и даже четвертый вид сборки. Следующей мы рассмотрим сборку "ласточкин хвост". Такое забавное название появилось, как результат особенного соединения грифа и верхнего клеца напоминающего собой хвост ласточки. Качество такой сборки напрямую зависит от качества материала и его подбора, а также характера расположения волокон пятки грифа и клеца. Такой сборкой пользуются многие российские и зарубежные мастера, а также немало известных фирм - производителей гитар. Результаты я наблюдал самые разнообразные. Причем мне попадались и наши серийные гитары с таким соединением. Кстати, скрипичные мастера используют такую же систему сборки. "Русская" сборка отличается от вышеописанных своей подвижностью, т. е. нет жесткого соединения гриф - корпус, что позволяет регулировать высоту струн над грифом с помощью специального ключа. "Русской" я называю эту сборку потому, что еще с 19 века русские мастера собирали свои гитары именно таким образом. За время моей практики мне ни разу не попадались подобные гитары зарубежных фирм, ни тем более мастеров, хотя, возможно, такие инструменты и существуют. В нашей же стране такая конструкция прижилась на дешевых серийных гитарах, которые мы встречаем повсеместно. Некоторые мастера изготавливают подобные инструменты на заказ, но в строгом соответствии с традициями русских мастеров девятнадцатого века и с соответствующим качеством. Мною на сегодняшний день такой инструмент изготовлен лишь один (см. раздел "Инструменты" - "Русская"). Встречались мне и разновидности данной сборки. Это были гитары какой - то фабрики муз. инструментов, уж и не помню какой. |